Транспортная компания, экспедитор и владелец груза несут существенные затраты при организации и осуществлении процесса грузоперевозок. Применение спутниковых навигационных систем (GPS) позволяет существенно снизить затраты на топливо и непроизводительные потери времени при доставке груза за счет осуществления непрерывного мониторинга положения и состояния транспортного средства во время грузоперевозки.
Вообще, GPS (Global Positioning System) — это международная спутниковая система навигации, основанная на данных сетевой структуры из 24 спутников. Использование GPS дает возможность определять координаты, а также параметры движения (скорость и направление вектора) любого видимого объекта на Земле.
Принципиально, все системы спутниковой навигации, применяющиеся на транспорте, подразделяются на мобильные и глобальные.
Мобильные системы основаны на функционировании программного модуля для КПК или мобильного телефона и используются для персонального определения координат и расчета маршрута между пунктами. Как средство транспортной логистики имеют смысл только для корректировки индивидуального маршрута транспортного средства в пути.
Глобальные системы собирают сведения обо всех автомобилях. Эта информация может быть использована как для оперативного вмешательства в процесс, так и для стратегического планирования с расчетом маршрутов (например для перевозки негабаритных грузов или мультимодальных перевозок) на основе обработки множества данных: показателях габаритов и массы груза, количества пунктов маршрута, оптимальной скорости движения, времени простоя при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и других параметров.
Если в США и Европе бум спроса на системы спутниковой навигации уже прошел, то на российском рынке наблюдается период активного развития. Потребность в нововведениях сейчас ощущают все участники процесса грузоперевозки, не только транспортные компании. В мониторинге своих машин нуждаются заводы, с/х предприятия, строительные компании и в организации общественного транспорта. Также ощущается потребность в мониторинге речных и морских судов, паромов и яхт.
В настоящее время наиболее активное внедрение систем спутниковой навигации осуществляют транспортные компании двух типов — небольшие, с парком в 15-20 машин и крупные транспортные предприятия, осуществляющие множество видов грузоперевозок, в том числе перевозки негабаритных грузов.
Небольшие компании, как правило, отдают администрирование системы на аутсорсинг, оставляя за собой только функции коррекции и распределения маршрутов.
На больших предприятиях функции администрирования поручаются отделу логистики или IT-подразделениям. В таких компаниях, как правило, система навигации осуществляет непосредственную передачу данных от автомобиля в систему учета.
Возможен вариант поставки системы спутниковой навигации с открытым настроечным модулем интерфейса, когда собственный IT-отдел осуществляет необходимые настройки программным способом. Таким образом, для обеспечения функционирования системы требуется только наличие компьютера с подключением к глобальной Сети и сотрудника, с нужной периодичностью осуществляющего сбор и анализ данных. Впрочем, принципиально система может работать и в полностью автоматическом режиме.