Если обратиться к данным, находящимся в общем доступе, то можно заметить резкий рост стоимости транспортировки продовольственных товаров. По сравнению с прошлым годом, стоимость перевозки автомобильным транспортом выросла до 47%, морским – до 85%, железнодорожным – до 80 и авиатранспортом до 20%. Такие показатели сильно влияют на конечную стоимость товара. Желая покрыть убытки от перевозки продуктов, производители завышают цену.
При этом, в Минсельхоз и минпромторг регулярно поступают жалобы о нехватке транспорта для перевозки товаров, а также о регулярном росте цен на перевозки автомобильным транспортом. В связи с этими вопросами, глава департамента регулирования рынков АПК минсельхоза М. Титов обязал предоставить информацию о состоянии в сфере перевозок агропромышленной продукции. Данный запрос поступил в основные организации, задействованные в производстве продовольственных товаров: в Рыбный и картофельный союзы, в Национальную мясную ассоциацию, в нац. союз производителей молочной продукции и т.д.
Запрашиваемая информация поможет узнать статистику изменений ценообразования за последние 2 года. На ее основе становится возможным выявление динамики роста и спада цен, а также узнать причину сложностей, возникающих при работе с автоперевозчиками. В Министерстве отметили, что осведомлены о сложившейся ситуацией в сфере грузоперевозок продуктов питания.
Согласно статистике, стоимость перевозок мясной продукции возросла на 11%, по сравнению с предыдущим годом. При этом, глава Нац. мясной ассоциации С. Юшин, сообщает, что основная проблема, с которой сталкиваются производители продовольственных товаров – это нехватка рабочих кадров. В следствие этого становится невозможным транспортировка продуктов в больших объемах.
Кондитерские компании также столкнулись с проблемой удорожания их продукции. Так, аналитики пришли к выводу, что стоимость перевозки кондитерских товаров подорожала на 15-17% процентов, по сравнению с 2020 годом. А на международных направлениях эта цифра увеличивается в 10 раз.
Так как в сфере грузовых перевозок происходит сокращение грузовых авто, а также массовый отток водителей, то логистические компании получают возможность устанавливать цены выше рыночных. При этом, в ассоциации грузового автотранспорта отмечают, что такое резкое и неконтролируемое повышение цен на транспортировку продукции стало первым за 10 лет. В. Матягин – глава ассоциации утверждает, что несмотря на подорожание грузовых перевозок, транспортным компаниям не удается покрыть все издержки, связанные с нехваткой сотрудников и транспорта. Чтобы выйти в плюс, организациям необходимо было бы увеличить стоимость своих услуг на 100%.
При этом, производители стараются информировать потребителей о возможном подорожании своей продукции. Тем не менее, они не в силах изменить ситуацию, сложившуюся в сфере грузоперевозок. Согласно прогнозам, в обозримом будущем улучшение и стабилизация цен не ожидается, поэтому потребителям остается надеяться на положительную динамику ценообразования.
На данный момент Министерство сельского хозяйства и Министерство промышленной торговли планируют возможный выход из сложившейся ситуации. Среди производителей решением проблемы может стать финансирование грузоперевозок продовольственных товаров, снижение нагрузки на перевозчиков, а также разработка плана по снижению цен на топливо.