BelTransGroup
Телефоны +7 (472) 220-12-43
+7 (980) 386-57-38
Email BelTransGrup@yandex.ru
Instagram

Меню

Внедрение механизма «вези или плати» для дополнительных объемов угля в Кемерово

Правительство РФ решило провести эксперимент и ввести механизм «ship-or-pay» на дополнительных железнодорожных перевозках угля из Кемерово и области. Специалисты подсчитывают, что дополнительный объем угля достигнет 15 миллионов тонн в год.
В марте, президент РФ постановил к 2024-му г. увеличить количество, вывозимого из Кемеровской области, угля на 30% по сравнению с 2021 годом. Вместе с выпущенным постановлением он заметил, что следует выпустить законопроект, согласно которому «РЖД» могли бы заключать долгосрочные соглашения между пользователями железнодорожной инфраструктуры. Это бы существенно снизило расходы на транспортировку угля и увеличило его объемы.
Законопроект, который начал разрабатываться после поручения В.В. Путина предусматривал возможность введения таких соглашений на получение приоритетного доступа к железнодорожной инфраструктуре грузоотправителем. При условии, что он вносит предоплату в зависимости от согласованной суммы. Однако, грузоперевозчики негативно отреагировали на эксперимент, после чего проект был пересмотрен.
Стоит отметить, что в предполагаемом законопроекте не было уточнений насчет видов грузов, на которых распространялся бы механизм «вези или плати». По мнению игроков рынка, такие договора нарушают недискриминационный доступ к дефицитной инфраструктуре. Главным образом это повлияет на мелких и нерегулярных грузоотправителей.
Вследствие резкой критики данного эксперимента на совещании у вице-премьера РФ Андрея Белоусова было принято решение ввести законопроект только для дополнительных угольных поставок из Кузбасса на 22-24 годы. По последним подсчетам их количество превысит 10 млн. тонн в год.
Все правительственные предложения касательно данного законопроекта было решено доработать и внести определенные корректировки, на основе которых можно установить точные параметры и условия заключения соглашений. При этом, эксперимент распространяется только на прирост дополнительного объема угля из Кузбасса. Однако, для первых 5 млн. тонн закон будет недействителен, поскольку они относятся к программе развития угольной промышленности.
Мнение участников совещания разделилось – одни считают, что приоритеты не должны распространяться на дефицитную инфраструктуру, другие – что эта информация не была официально озвучена. Также, не встрече представителей профильных ведомств, предшествующей совещанию, был поставлен вопрос о замене предоплаты банковской гарантией. Совет пользователей услугами «РЖД» ранее обращали внимание на нерентабельность данного метода предоплаты, поскольку он увеличивает долговую нагрузку, как на грузоотправителя, так и на грузоперевозчика. Так, согласно среднестатистическим данным, крупные угольные компании платят за перевозку своей продукции около 500 млн. долларов.
На данный момент, проект позитивно оценивается грузоотправителями и перевозчиками, однако, по мнению большинства, он должен оставаться только в статусе эксперимента. По их мнению нужно внести ясность в его конечную цель: введение гарантий по транспортировке небольших дополнительных объемов угля или предоставление грузоотправителям Кузбасса приоритета. Вполне вероятно, что для этого эксперимента будет введен отдельный законопроект, чтобы не принимать поправки в уже принятие законодательные акты.

29 июля 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.