Мировое судоходство в 2021 году переживает сильный кризис. В создании критичной ситуации в мировом судоходстве почувствовала не только эпидемия CoVid-19, но и инфляции, а также блокировка главных китайских морских терминалов.
В начале лета 2021 года сфера грузоперевозок морским транспортом серьезно пострадала из-за, перегородившего Суэцкий канал, судна. На несколько недель логистика в одной из главнейших транспортных артерий остановилась. Все это обошлось в миллионы долларов для мировой торговли.
Не так давно судоходство и торговля потерпели очередное потрясение. Китайские власти приняли решение о закрытии одного из самого важного для мирового судоходства терминала – Яньтань. При этом, данная ситуация негативно влияет не только на международную, но и внутреннюю экономику.
Изначально, порт закрылся из-за повторной вспышки коронавирусной эпидемии, тогда, китайское правительство сообщило, что это временные меры предосторожности и блокировка транспортной артерии не затянется на несколько месяцев. Однако, за указанное время не удалось решить проблему, поэтому запуск порта планируется только к осени текущего года. Учитывая ситуацию с Суэцким каналом, на успешное восстановление работы Яньтаня уйдет не один месяц.
Однако, несмотря на прогнозы, ситуация в китайском терминале становится лучше. Среднее время ожидания отправки груза составляет около 2-х недель. Согласно последней статистике, у южнокитайского побережья остановлены порядка 120-150 контейнеровозов, что больше прошлогоднего значения на данные даты в несколько десятков раз. Большинство крупных судоходных компаний продолжают направлять свои суда в Яньтань, что только усугубляет ситуацию в ближайших судоходных терминалах.
Например, одна из крупнейших судоходных компаний Maersk утверждают, что у них просто нет иного выхода, поэтому единственным доступным вариантом стало использование китайского порта. Несмотря на то, что это отрицательно влияет на загруженность в соседних морских терминалах.
В это же время, стоимость на морские грузоперевозки продолжают увеличиваться. А на некоторых маршрутах эти показатели превысили показатели 2020 года почти в десять раз. По оценкам аналитиков, чтобы покрыть убытки, которые принесла блокировка Яньтаня, потребуется от 4-х до 10-и недель.
Данная ситуация заставляет волноваться не только крупные, но и более мелкие торговые компании. Поскольку в ближайшее время ожидается повышение спроса среди американских и европейских заказчиков. Вместе с стоимостью морских грузоперевозок, растет инфляция, происходит повышение цен на товары и продукты, что негативно отражается на экономической сфере как азиатских, так и западноевропейских стран.
По оценкам экспертов, перебои в функционировании южнокитайских морских терминалов сказываются на торговле морем сильнее, чем блокировка Суэцкого канала судном Ever Given. Так, генеральный директор крупной торговой компании Vespucci Maritime – Ларса Йенесена, последствия блокировки китайского терминала будут ощущаться еще в течение 3-х кварталов. Йенсен надеется, что данная ситуация является краткосрочной и решится, а скором времени, так как у китайской стороны уже есть опыт локализации вспышек коронавирусной инфекции.
Уже на сегодняшний день наблюдается повышение фрахтовых ставок, а в дальнейшем, по оценкам экспертов они станут только больше. Когда они достигнут своего максимума, отложенный эффект от текущей ситуации с блокировками китайских портов, приведет к серьезным осложнениям и сильно ударит по международной экономике.