По мнению экспертов, 2020 год серьезно ударил по логистической сфере. Резко упал спрос на грузоперевозки и большая часть водителей сменили сферу деятельности на более востребованную. Однако, к 2021 году ситуация кардинально изменилась.
На данный момент – объемы грузоперевозок постоянно растут, все больше заявок поступает в логистические компании, в связи с этим, происходит увеличение тарифов и приток нового персонала. Согласно статистике, за 2021 год тарифы на грузоперевозки уже возросли до 15%.
Такое быстрое увеличение цен на грузовые перевозки автомобильным транспортом напрямую связан с повышением стоимости топлива, которое занимает около 50% от цены всей перевозки. Отечественные логистические компании увеличили ценообразование, так как в РФ возросла цена на дизельное топливо.
При этом, согласно наблюдениям экспертов, наибольший рост тарифов наблюдается среди грузоперевозок на небольшие расстояния, например, от регионального центра до областных поселений. Вместе с этим, как отмечает президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, Вячеслав Турнаев, возникает большая потребность в малотонажном транспорте. Текущие данные говорят о том, что его катастрофически не хватает.
Также на рост тарифов повлияли и участившиеся чрезвычайные ситуации. Не так давно на территории Забайкальского края произошло обрушение Транссибирской магистрали, из-за сложного объездного пути, стоимость автомобильных грузоперевозок резко взлетела вверх.
Однако, несмотря на увеличение спроса, все больше транспортных компаний прекращают свою деятельность, так как не могут подстроиться под новые условия работы. Удорожание топлива, повышение цены на запчасти и ремонт техники, а также на новые грузовые авто приводят к серьезным затратам, которые все реже и реже покрываются доходами.
Также, в начале 2021 правительство РФ отменило единый налог на временный налог для ИП, из-за чего многие предприниматели перешли на стандартную налоговую систему. Это привело к увеличению тарифов на перевозки.
Специалисты резюмируют, что мелким транспортным компаниям становится слишком трудно работать, так как приходится более тщательно следить за тем, как предприятие расходует ресурсы. Так как это не просто, многие организации претерпевают неудачи и разоряются. Также нельзя забывать и о нехватке кадров. Водителей категории «Е» катастрофически не хватает, так что иногда просто не бывает работников, которые могут выйти в рейс.
Не все перевозчики согласны, что рыночная ситуация в сфере грузоперевозок в 2021 году улучшилась. Например, компании, специализирующиеся на дальних перевозках отмечают, что их тарифы выросли всего на 5%, в то время, как затраты увеличились на 10%. Тарифы практически не меняются и у логистов, делающих акцент на малогабаритные грузы.
Скорее всего, по мнению В. Турнаева, на такие показатели влияет деятельность нелегальных логистических компаний, которые готовы не имеют специальных разрешений и готовы перевозить грузы по стоимости, иногда ниже минимально установленной. Например, не так давно в Новосибирской области сотрудники ДПС задержали группу большегрузов, которые перевозили «Белазы», не имея на то разрешение.
Таким образом, в отличие от 2020 г. в 2021 перевозчики уже могут сами диктовать клиенту свои условия.