Не так давно вышел закон, который обязует грузоперевозчиков, автомобили которых задействованы в транспортировке опасных грузов, подключиться к системе ГЛОНАСС. Закон вступает в силу с 1-го сентября 2021-го года и будет действителен также для транспортных средств, которые осуществляют пассажирские перевозки. При этом, установить ГЛОНАСС до 1-го сентября, по заверению Роспотребнадзора, будет намного дешевле, чем в последующих числах.
Изначально закон для грузовиков с опасными грузами и пассажирских автобусов должен был вступить в силу еще с 2018-го года. Однако, с того времени, он неоднократно переносился. На сегодняшний день, большинство транспортных средств, занимающихся грузоперевозками, уже подключились к глобальной навигационной системе. По оценкам Роспотребнадзора, в первом квартале 2021-го года к ГЛОНАСС были подключены до 60% транспортных средств, занимающихся пассажирскими перевозками и до 20% фур, перевозивших опасные грузы. В течение года к системе должны подключиться 400 тыс. автобусов и порядка 250 тыс. единиц грузового транспорта.
При этом, Роспотребнадзор и Минтранс подчеркивают, что если грузоперевозчики выполнят условие и проведут в транспорт спутниковую навигацию до 1-го сентября, то смогут значительно сэкономить. Так как до этого времени водители могут устанавливать как сертифицированные, так и несертифицированные навигационные системы, в то время как, после 1-го сентября к установке доступны только сертифицированные трекеры. Они, согласно статистике, стоят намного дороже.
На данный момент, установка обычного трекера обойдется грузоперевозчику в 3,5 – 6 тыс. рублей в то время, как сертифицированные устройства стоят до 20 тыс. рублей.
Тем более, что, согласно закону, водителям не придется заменять ранее установленные несертифицированные навигационные системы после 1-го сентября. Ведомство отмечает, что если в транспорте уже установлена система ГЛОНАСС, то ее не обязательно менять на сертифицированную. Необходимо только наладить ее работу, согласно требованиям, указанным в Постановлении Правительства РФ №2216.
Если обратиться к данным требованиям, то станет ясно, что трекеры должны принимать прием сигналов, минимум от 2-х глобальных навигационных спутниковых систем. При этом, одной их них обязательно должна быть российская разработка – ГЛОНАСС. Еще одно требование к грузоперевозчикам, подключившим навигационную систему – это передача данных о географических координатах транспорта, его скорости и точной дате, с указанием времени, в которое были зафиксированы данные показатели. Она должна осуществляться каждые 30 секунд. Также, каждое транспортное средство должно иметь индивидуальную универсальную многопрофильную карту абонента, с помощью которой его можно идентифицировать. Примерная стоимость годового обслуживания такой карты – 66-70 рублей.
Все данные, которые поступают с автотранспорта направляются в Государственную информационную систему, работающую автономно — ГЛОНАСС. А оттуда она переходит в Роспотребнадзор, где специалисты ее обрабатывают.
Несмотря на то, что закон скоро вступает в силу, отдельных административных штрафов за его нарушение – не выявлено. Однако, для транспортных средств, задействованных в перевозке опасного груза, действует система штрафов, которая обязует физическое лицо выплатить до 2-х тыс. рублей за нарушение правил перевозки опасного груза. Для должностных лиц этот штраф составит около 7-10 тыс. рублей, а для юридических – 100 – 260 тыс. рублей.