В связи с возросшим спросом на железнодорожные грузоперевозки со стороны угольных компаний, а также низкими установленными ценами на транспортировку, в России резко возникла нехватка вагонов. Несмотря на то, что в последние годы их было выпущено большое количество и парк достиг рекордного размера, значительная часть вагонов отправилась в отстой. С некоторых пришлось снять комплектующие и их повторное оснащение приведет к серьезным убыткам.
Согласно подсчетам, на 2021 год можно ввести в эксплуатацию порядка 20-25 тыс. вагонов, но это становится невозможным из-за слишком высоких цен на ремонт. При этом, они не перестают расти, что препятствует пополнению парка и развитию острого дефицита. Ремонтные услуги только за Июль выросли на 5%, а стоимость комплектующих на 20%, поэтому, монтаж одного вагона может обойтись более чем в 1 млн. рублей.
При том, что тариф на перевозку грузов вырос лишь до 850 рублей на 24 часа, что в несколько раз ниже, чем в 2020 и в 2 раза меньше, чем в 2019. Тогда, ставка одного вагона составляла 1,4 млн. долларов. Из-за данной ситуации на рынке грузоперевозок сложилась кризисная обстановка.
Дефицит вагонов повлиял не только на угольщиков, старавшихся вывезти как можно больший объем угля, так как его цена резко возросла на мировом рынке, но и на представителей других отраслей. Это предприятия по добыче, реализации соли и строительные компании. И все же операторы не могут удовлетворить их требования, так как не имеют достаточно денежных средств на реализацию новых вагонов и ремонт старых. И хотя ставки на грузоперевозки постепенно увеличиваются, они пока не могут покрыть расходы на ремонтные работы и подорожавшие комплектующие.
Согласно статистике РЖД, с начала 2021 года в эксплуатацию было выпущено порядка 1,2 миллионов вагонов, в число которых входило 580 тыс. полувагонов. На 1 Июля в нерабочем состоянии находилось около 40 тыс. типовых и 3-х тыс. инновационных полувагонов. Если ссылаться на данные за прошлые года, то количество нерабочих вагонов возросло более чем в 4 раза. Такая ситуация на рынке грузоперевозок приводит к существенным убыткам, так как у угольных компаний не хватает транспортных средств для транспортировки продукта. Это особенно критично в момент резкого роста цен на уголь.
Вагоноремонтные предприятия объясняют сложившуюся ситуацию тем, что придерживаются условий договоров с РЖД, заключенных в конце 2020 и начале 2021 года. Новые соглашения не заключались, поэтому не было никаких изменений в условиях поставок комплектующих деталей со стороны ремонтных компаний. В АО «ОМК» сообщают, что плановый ремонт вагонов и полувагонов будет завершен к началу сентября, о чем грузоотправители были заранее осведомлены.
Резкий рост цен на уголь можно объяснить несколькими факторами: возросший спрос на продукции, в связи с восстановление мировой экономики, аномально высокие температуры, повышение уровня энергопотребления, а таже перебои с добычей угля в Индонезии и ЮАР. Тем не менее, не стоит ожидать появление новых вагонов и полувагонов раньше сентября. Да этого времени угольные компании могут потерять достаточное количество денежных ресурсов и упустить время, когда рынок особенно подвижен.
Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации считается заключение краткосрочных сервисных контрактов между оператором и ремонтной организации. В таком случае вся ответственность за покупку и ремонт вагонов лежала бы на второй стороне.
Дефицит вагонов на отечественном рынке грузоперевозок
29 июля 2021